Смысл его жизни
30 августа исполнилось 103 года со дня рождения легендарного классика отечественной анимации Леонида Шварцмана.
30 августа исполнилось 103 года со дня рождения легендарного классика отечественной анимации Леонида Шварцмана. Он принимал участие в создании более 60 фильмов, среди которых любимые всеми «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Крокодил Гена», «Котенок по имени Гав» и многие другие. О нескольких его работах расскажет сегодня наш «Детский кинозал».
«Федя Зайцев»
О своих первых шагах в мультипликации Леонид Шварцман вспоминал с удовольствием. В 1948 году его, студента отделения мультипликации художественного факультета ВГИКа, пригласили на должность ассистента художника. Знаменитые режиссеры — сестры Валентина и Зинаида Брумберг — снимали фильм «Федя Зайцев». Это была история приключений ожившего маленького человечка, которого нарисовал на стене мальчик Федя Зайцев. Главных персонажей — Федю, Человечка, Швейцара — придумал и сделал Анатолий Сазонов. Леониду Шварцману достались многочисленные игрушки: солдатики, матросики.
«Аленький цветочек»
Шварцман создал несколько мультфильмов с режиссером Львом Атамановым, которые вошли в золотой фонд отечественной анимации. В 1952 году они закончили «Аленький цветочек», в 1954 году — «Золотую антилопу», а в 1957 году завершили большую полнометражную картину «Снежная королева». В этих фильмах использовали тогда любопытный «вспомогательный» метод — «эклер». Снимали живых актеров, и только потом рисовали по ним мультипликационных героев. В «Аленьком цветочке» роль Чудища досталась Алексею Консовскому. Ему сделали горб из подушки, нацепили какой-то халат, и он угрюмо бродил по сцене. На роль юного принца пригласили молодого Алексея Баталова. Съемки покадрово переводились на бумагу, аниматоры изучали движения. «Аленький цветочек» сразу завоевал сердца советской детворы и получил признание за границей. Критики писали, что в этом новаторском произведении впервые в мультипликации удалось создать яркие и глубоко человечные характеры. Образ белокаменной Руси был воплощен со знанием истории русской архитектуры. С Атамановым был снят также мультсериал «Котенок по имени Гав» (1976-1980).
«Чебурашка»
С режиссером Романом Качановым Леонид Шварцман проработал десять лет. Вместе с ним он создал знаменитый мультфильм «Варежка» (1967), «Аврора» (1973), четыре мультфильма о Крокодиле Гене и Чебурашке (1967-1983). Леонид Аронович вспоминал: «Крокодила я довольно легко придумал, потому что было сказано, что крокодил работал в зоопарке крокодилом, лежал у бассейна и курил свою трубку. Этого было достаточно, чтобы создать образ. А с Чебурашкой было все значительно труднее. Я почти весь подготовительный период перед съемками искал Чебурашку. Уши вначале были у меня ушками на макушке, как у всех зверят. Постепенно уши увеличивались и сползали сверху по бокам, как у человека…» Трогательный образ Чебурашки полюбился зрителям не только нашей страны. В Японии создали целый культ Чебурашки Шварцмана, Образ ушастого героя стал символом нашей олимпийской сборной. В январе этого года новый фильм-сказка про Чебурашку стал одним из самых кассовых фильмов за всю историю отечественного проката.
«38 попугаев»
Режиссер Иван Уфимцев, прочитав сказку Григория Остера «38 попугаев», сделал фильм, позвав на помощь невероятно талантливых людей: актеров Михаила Козакова, Василия Ливанова, Всеволода Ларионова, художника-мультипликатора Юрия Норштейна, оператора Александра Жуковского, композитора Владимира Шаинского. А художником-постановщиком стал Леонид Шварцман. О рождении кукол для этого мультфильма он вспоминал: «Конечно, мне эта работа как художнику-постановщику была очень интересна. Обезьянка и Слоненок получились сразу. Попугая нарисовал, как полагается: с хвостом и крыльями. Посадил на ветку. Когда гениальный Юрий Норштейн (тогда он был мультипликатором первой серии) стал работать с попугаем, у него возникла проблема: мешал хвост. Возник вопрос: что делать? Обрезали хвост, приделали ножки. И вот те на! Попугай получился действительно очень необычным. Хвастун! Бахвал! С характером вождя, лидера».
«Обезьянки»
У Григория Остера есть книга «Легенды и мифы Лаврового переулка», а в ней глава «Гирлянда из малышей», рассказывающая о том, как дети заблудились в зоопарке. В 1983 году Леонид Шварцман сделал на ее основе фильм уже в качестве режиссера. Кстати, его режиссерский дебют состоялся в 1975 году в фильме «Как Верблюжонок и Ослик в школу ходили»; а в 1981 году, после смерти режиссера Л. Атаманова, мастер выпустил пятую, заключительную историю про «Котенка по имени Гав». Картина «Гирлянда из малышей» получила первую премию за лучший мультфильм в Финляндии. А дальше в прокате зрители имели возможность увидеть «Осторожно, обезьянки!», «Обезьянки и грабители», «Как обезьянки обедали», «Обезьянки, вперед!», «Обезьянки в опере», «Обезьянки — скорая помощь». Все фильмы имели успех. Интересный факт: действие в мультфильме происходит в Минске, родном городе режиссера. А дом с аркой срисован с дома, где он родился.
Леонид Шварцман на склоне лет (а прожил он почти 102 года) признавался: «Что меня до сих пор греет и чем я горжусь? То, что фильмы, в которых я принимал участие, до сих пор живы и востребованы. В этом для меня самый большой смысл. Это и есть смысл моей жизни».
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству
Последние новости
Госдума приняла бюджет на 2025 год с акцентом на социальные обязательства и технологический суверенитет
Бюджет на ближайшие годы включает значительные средства для поддержки граждан и развития экономики.
Ответ России на международные вызовы
Страна укрепляет свои позиции на мировой арене.
Путин высказался о дальнобойном оружии
Президент России обсудил актуальные вопросы в военной стратегии страны.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией